Rambler's Top100

[Новости]  [О проекте]  [Мастера]  [Правила]  [Материалы]  [Приложения]  [Заявки]  [Форум]  [Ссылки] [Архив "ВС-2003"]

МАТЕРИАЛЫ

Оружие и война

История и география

Культура

Костюм

Религия

Шаманы

Этнография

Фотогалерея

О шаманах и их действиях

Фунции и действия шаманов

Роль шамана не ограничивалась лишь знахарством и поддержанием равновесия в общине, но и предполагала сохранение и передачу древних традиций.
В шаманских родословных дух не всегда передается от отца к сыну или от матери к дочери. Духи — помощники шамана — тяготеют к такой семейственности просто потому, что после кончины шамана легче призвать близкого к усопшему родственника либо односельчанина, знакомого с прежним шаманом и его приемами. Тем самым проще передать традиции следующему поколению.
У каждого шамана есть свой, особый шаманский дух, ответственный за призвание шамана. Он известен под разными именами: удха ( «смысл», «значение»), онггор, сахиус («охранитель») и многими другими. "Уцха — это обычно душа человека, жившего, возможно, сотни или тысячи лет назад.
Душа — неперевошющаемая часть имеющихся у каждого человека. После смерти она обычно поселяется среди природы в виде духа предков. Некоторые души становятся удхой и избирают кого-то из людей в качестве будущих шаманов. С каждой новой встречей удха становится мудрей.
Это большое благо для шамана, поскольку удха несет с собой коллективную память всех шаманов, с которыми она заключала союз.
На своем поприще шаман может пополнять имеющееся семейство духов-помощников другими, если те совместимы с его удхой.

Истинный источник могущества

Истинный источник силы представляет собой средоточие всего бытия - гол — «сердцевина», «сущность», «середина». Огонь олицетворяет эту сердцевину бытия, ибо предстает тем местом, где сливаются земля и небо, творя тепло, и шаманы используют его в своих обрядах как образное воплощение этого средоточия, центра.
Традиционное жилище монголов, гэр, — наглядный пример символики гол. Жилище гэр круглое, и где бы оно ни возводилось, круговое движение внутри него олицетворяет круговорот времени. Время в монгольской традиции видится кругообразным, так что прошлое, настоящее и будущее как бы смыкаются. Середина гэр носит название гал голомт, — «гол, место огня». Гал голомт предстает в виде сердцевины оси, протянувшейся вверх, к небу, и вниз, под землю. В этом месте встречаются небеса и земля, и здесь же пребывает огонь. Поэтому огонь считается священным. Огонь очищает и освобождает. Люди во всех шаманских обрядах с великим почтением относятся к огню, а его зажигание — это священнодействие.
Представление об отвесной оси как средоточии гол символически воплощается и по-иному, в виде Мирового Древа, тургэ, чьи корни уходят в нижний мир, а ветви простираются к верхнему миру. Обрядовые деревья служат образом Мирового Древа и нередко занимают середину шаманского обрядового пространства вместо огня.

Врачевание

Шаманы неизменно работали бок о бок с травниками, костоправами и прочими традиционными знахарями.
Занимаясь врачеванием, помните: если невозможно лечить больного лично, то можно прибегнуть к врачеванию на расстоянии. Единственное требование — наличие предмета, принадлежащего больному, в качестве его поверенного.
Расспрашивая больного, часто удается установить возможные причины недуга. Приходилось ли больному неожиданно соприкасаться со смертью или с неким духовным созданием (внеземные встречи попадают в этот разряд)? Был ли больной близок с родственником или другом, который скончался? Есть ли у него враги? Убивал ли он без надобности животное или ранил кого-то из людей или животных? Перенес ли он недавно или раньше психологическую травму? Травмирующий психику опыт и физическая травма часто привлекают духов-бур-ханов, которых необходимо затем прогнать.
Если болезнь крайне тяжелая или вы не в состоянии выявить причину недуга, вполне вероятно, вы захотите совершить путешествие с целью получить совет у духов.

Как готовили в шаманы

Шаман, готовящийся к общению с духами и освоению нужных для работы обрядов и песнопений-призываний, отправляется в лес. Так же и шаманы, ждущие прилюдного посвящения, постятся и совместно камлают в гэре в течение нескольких дней, при подготовке к обряду не покидая ритуального места и избегая общения с нешаманами.

Принадлежности шамана, известны под названием тоног («приспособление», «оснастка»). Считается, что каждый предмет шаманской утвари «живой» (амитай) и обладает собственным духом-хозяином (эзэтэй).
Бубен, хэсэ (монг. хэц, хэнгэрэг) — его звуки направляют шаманское путешествие, а ритм самих ударов олицетворяет цокот копыт волшебного коня шамана. Бубны достигают в поперечнике примерно 50—75 см. Шаман украшает внутреннюю и внешнюю обтяжку значимыми для него образами: отдельных духов, небесных тел либо животных. Шаманы традиционно прикрепляют изнутри бубна колокольчики (хонхо), так что можно не только бить в бубен, но и трясти им. Шаманы различают у бубна верх, низ, левый и правый бока. К верху, левому и правому бокам прикрепляют ленты и хадаги, чтобы представлять темя и уши бубна.
Колотушка, или орба, тоже важный предмет шаманской утвари. Нередко ее используют отдельно от бубна. Колотушка обычно напоминает ложку. В длину она составляет 15—30см. и имеет ярко выраженные переднюю и заднюю части. Ударную поверхность покрывает мех или мягкая кожа, тогда как задняя часть снабжена кольцами, которые звенят при движении колотушки. Обычно кольца подвешиваются на проводе, но могут и крепиться к колотушке таким образом, чтобы они ударялись друг о друга.
Шаманский посох - чаще всего шаманский посох имеет вид рогатины или его венчает голова животного(иногда снабжают маленькими вожжами)

Шаманское облачение

Шаман обычно носит два вида одеяния, в зависимости от выполняемой им работы. Для работы, не требующей путешествия, шаман может облачиться в традиционную для своего народа одежду это шелковый халат с пуговицами на правой стороне либо широкополый шелковый кафтан с пуговицами спереди. Шаман надевает его поверх своей повседневной одежды. Шелковый халат указывает на то, что его владелец выступает в роли шамана, напоминая одновременно о значении шамана как хранителя традиций.
Платье, надеваемое шаманом для путешествия, шьется из кожи в виде халата либо как дудиг (кусок кожи с прорезью посередине для головы), который надевают поверх остальной одежды.
Платье шамана обычно завязывается сзади; дудиг закрепляется тесемками с обеих сторон. Шаманское облачение иногда именуют боо хуяг («шаманские доспехи») из-за его волшебной силы, защищающей шамана в ходе работы.
Считается, что шаманское платье имеет своего духа-эзэна; кроме того, оно выступает в роли онгона для шаманских духов-помощников, когда шаман соединяется в сознании с ними.
Шаманское платье обычно тщательно украшают предметами, олицетворяющими могущество шамана и его духов, шаманскую вселенную и родословную шамана. Платье может быть украшено изображением Мирового Древа, солнца, луны, звезд и многочисленных помощников из животных.
В Монголии многие шаманы используют медвежью лапу с когтями.
Важная часть шаманского платья, делающая его достаточно тяжелым, — ханхинуур, или бряцающие круговые клинья, традиционно прикрепляемые к нему. Эти бряцающие клинья прикрепляют к платью связками по три штуки возле запястья и локтевого сустава, а также в ряд поперек груди и спины.
Шаманские шапки бывают двух видов, и многие шаманы держат у себя оба головных убора. Первая разновидность представляет собой традиционную монгольскую или сибирскую шапку, круглую или заостренную кверху, но в качестве шаманской утвари ее украшают пышнее. Поля подбивают мехом, и к ним прикрепляют бряцающие круглые клинья или колокольчики, а по бокам или сзади привязывают два или больше лисьих хвоста.
Вторая разновидность шаманской шапки — головной убор из перьев, напоминающий тот, что носят некоторые племена американских индейцев. Головной убор состоит из кожаной или матерчатой повязки шириной в 7-10см. и такой длины, чтобы можно было обернуть ею голову и завязать сзади. Полы могут быть оторочены мехом. Повязку украшают небольшой медной маской, бусинами или ракушками, представляющими рот, нос, глаза и уши. Эти украшения олицетворяют органы чувств вселившихся в шамана духов.
Прежде чем водрузить на голову шапку, шаман надевает повязку и завязывает ее. Это повязка с бахромой из шелковых нитей, конского волоса или лент, достаточной длины, чтобы прикрывать большую часть лица. Шаман носит ее не постоянно, а лишь когда собирается соединяться с духами.
Кнут (нагайка) - плетка, именуемая минаа или ташуур, используется шаманом для того, чтобы подгонять скакуна во время путешествия, но с ее помощью также обороняются от пагубной энергии и зловредных духов. Кнут — орудие, ударяющее или рассекающее пагубную энергию, а затем сметающее ее прочь.
Зеркала - наиболее обиходное орудие шаманской утвари, имеющее многоцелевое назначение (иногда носили на шее) изготовлялись из меди,серебра и других металлов. Зеркала прикрепляются к платью шамана: по меньшей мере одно на грудь, другое на спину. Еще одно зеркало шаманы носят, не снимая, на веревке или ленте поверх или снизу одежды(нательное зеркало называется – толи)
Шаман обычно располагает традиционным ножом или мечом, именуемым боогиин хэлмэ («шаманский меч»), находящим различное применение в обрядовых действах, а самое непосредственное — угрожать недругам и враждебным духам.
Курительная трубка (гаахан) - шаманы довольно часто пользуются трубкой в ходе шаманских обрядов.

Погребение шамана

По представлению самих шаманов, у каждого из них своя смерть. Один умирает от болезни, другой от старости, третий - от "съедения" более сильным противником. Однако процесс похорон всех шаманов в принципе одинаков. Он состоит из нескольких этапов.
Орун бузары - разборка кровати. После смерти шамана в первую очередь производят разборку кровати, на которой он скончался. На место убранной кровати полагается постелить войлок, где будет лежать тело покойного шамана до выноса. У головы умершего зажигают свечу, а перед ним опускается войлочный занавес.
Хам хоору - вызов шамана. Родственники приглашают другого шамана. Он должен указать, в каком направлении ушла душа покойного. Вызванный шаман стоит возле юрты, держа в руках лоскут ткани, которым он очищает юрту от злых духов. При этом шаман как бы разговаривает с покойным. Зажигается курильница. "Ладно. Хорошо, идите туда," - говорит шаман, словно ведет разговор с духом покойного. И, обращаясь к родственникам умершего, спрашивает: "Есть ли ваши кровные близкие в том месте, куда улетела душа покойного?"
Салыр черин шилип аары - выбор места захоронения. Останки покойного шамана строго запрещается хоронить в горах. Лучшим местом считается лощина или степная поляна. На выбранном месте родственники устривают из лиственницы помост, на него кладут умершего шамана в последней одежде, а вещи, бубен и т.п  помещают на палку, рядом с помостом. К месту погребения тела шамана везли на палках-тасках, привязанных к седлу лошади...
Чыдар черин садып аары - покупка участка. Место, где будет находиться тело покойного шамана, определяет приглашенный лама или шаман. В этом месте летом забивается кол в землю, зимой - в снег втыкается палка. Затем берется аркан длиною примерно 12 - 14 метров. Первый помощник шамана закрепляет один конец аркана вокруг кола, а второй берет другой его конец и очерчивает им круг по ходу солнца. Между колом и концом аркана на земле лицом к нему ложится шаман и определяет расположение рек и гор по четырем сторонам света.
Ундурерхуну - день выноса. Существует особый день, определяемый приглашенным шаманом, точный срок выноса тела покойного шамана: через одни, двое или трое суток. День, который определил шаман для погребения, является обязательным. Он же примерно указывает и час выноса тела, что следует строго соблюдать всем родственникам умершего.
Ундурери - вынос тела. Относительно выноса тела умершего шамана существовали различные варианты:

  • Возле того места, где лежит покойник, снимается кошма и вынимается юрточная решетка, и в это отверстие выносится тело. Не родственником покойного...
  • Сначала приподнимали стенку гэра и через это отверстие выносили его не головой или ногами вперед, а боком. Прежде, чем вынести атрибуты покойного шамана, вырезают отверстие в обтяжке бубна.

Было запрещено выносить из юрты целый бубен. Один всадник держит бубен перед собой и бьет в него колотушкой редкими ударами в такт похоронной процессии" до того места, где будут покоиться останки шамана. Смысл этих ударов заключается в том, что духи-помощники шамана не должны оставаться в его юрте. В похоронах шамана участвуют обязательно 3, 5, 7 и 9 человек, то есть нечетное количество людей, что зависит от былой силы умершего шамана. Как правило, было запрещено участие в похоронах женщин и детей обоего пола.
Чедирери - доставка тела на место погребения.
Есть два способа доставки тела покойного шамана от аала до места захоронения

  • Первый - это волокуша, в которую впряжен вол. На нее укладывают тело умершего и везут его до места погребения.
  • Второй способ - вьюком. Тело покойного перекидывают через седло. "Спинку" - валик седла снимают так, чтобы там получилась выемка. С двух сторон, с боков, к нему прикрепляют еще два седла и скрепляют их между собой арканом. Таким образом, образуется своеобразный ящик, в котором везут тело покойного. Как правило, его кладут поперек седла: головой на правую, ногами - на левую сторону. Один человек ведет коня за повод, второй - поддерживает тело за кончики ног.

Сери - это сооружение для воздушного погребения шамана. Постройка сери проста: вкапывают четыре столба с развилками на концах, которые служат опорой для рамы из двух длинных и двух коротких жердей. Перекрытие настила делают из прочных жердей, специально вырубленных по длине сооружения. На готовый настил, опирающийся на четыре столба, стелят белый войлок, тело покойного шамана, завернутое в белый материал, кладется на приготовленный войлочный матрац , по пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессии находил отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Правая щека покойного должна была опираться на ладонь правой руки.
Умершего клали на правый бок головой на запад. Ладонь и пальцы правой руки закрывали ухо, половину лица и правый глаз. Левая ладонь лежала на левой ягодице.
Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, так как считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрытыми. Затем за границей уже очерченного круга всадники объезжают это место по солнцу.
Здесь же на столб вешают бубен, колотушку, шапку, ээреней и ритуальный костюм шамана. Повседневная одежда шамана остается в гэре, часть ее переходит в руки близких родственников, а самую лучшую принимает в виде дара приглашенный для участия в похоронах шаман или лама.
Салыры - захоронение. Приглашенный шаман непременно провожал в "потусторонний мир", вел с покойным разговоры от имени родственников на седьмые и 49-е сутки после смерти.  
Через два года, если все удачно,перезахоранивали шамана по бычному обычаю (под каменную насыпь).

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100