Rambler's Top100

[Новости]  [О проекте]  [Мастера]  [Правила]  [Материалы]  [Приложения]  [Заявки]  [Форум]  [Ссылки] [Архив "ВС-2003"]

МАТЕРИАЛЫ

Мастерские разработки

Монгольская календарная система

Монголия. Краткое географическое описание.

Архетипы и культурные коды. Время и пространство...

Древнемонгольский этикет

Пища и связанные с ней элементы культуры

Краткий анализ религиозных верований

Монгольские имена

Монгольский национальный костюм

Монгольские праздники (update)

Традиционное жилище монголов

Традиционные монгольские верования

Свадебные обряды

Рассуждение о времени на игре

Мастерские разработки

Монгольские праздники – Надом

Каракулина Екатерина

Статья обновлена 11 ноября 2002 г.

Надом

Наиболее древний праздник. Название «Надом» происходит от монгольского «надах», что означает «играть, веселиться». Это праздник середины лета, когда скот отдохнул и подкрепился после зимней голодовки. Традиционно Надом считается праздником воинов, а поскольку к наиболее важны умениям воина относились: силовая борьба, стрельба из лука и верховая езда, то этот праздник носил еще название «три игры мужей».

Традиционно праздник начинается с соревнования борцов. Они выходят на поле в традиционном костюме – расшитых плавках (жодах), куртке с длинными рукавами, оставляющей открытой грудь, национальных сапогах (гутулах), головном уборе со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной символическим изображением «узла счастья».

На поле, где происходит борьба, устанавливают 3 шатра: два для переодевания и отдыха борцов, а третий для судей. Сначала сражаются слабые пары, потом их сменяют более сильные и наконец на поле выходят знаменитые борцы. Соперники появляются в сопровождении секундантов. Согласно ритуалу, они хлопают себя по бедрам, приседают и взмахивают руками, имитируя полет орла, секунданты каждого представляют их зрителям, перечисляя предыдущие победы и звания. После этого борцы сближаются для поединка. Задача каждого из них – схватить противника за плечи и пригнуть его к земле так, чтобы он коснулся ее любой частью тела.

По традиции число борцов на Надоме должно быть либо 512, либо 1024. Вес и рост противников не имеет значения, время схватки ограничено. Секунданты внимательно следят за схваткой, зрители комментируют каждое движение борцов. Побежденный выбывает из игры, на поле выходит новая пара. Во втором туре соперниками оказываются победители первого, в третьем – победители второго и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не остается победитель последнего тура, которого судья провозглашает лучшим, ему присваивается звание Исполина.

Стрельба из лука – не менее волнующее зрелище. Желающих принять участие в этом виде соревнований больше всего. Цель – это пирамида из кожаных цилиндров, отстоящих от стрелка более чем на 100 метров. У каждого участника для демонстрации мастерства только 20 стрел. Попытать счастья может любой, но если твои успехи оставляют желать лучшего, на твою голову обрушиться град насмешке зрителей, зато каждый меткий выстрел они встретят восторженными криками, а певцы меткому стрелку споют хвалебную песнь. Победителю присвоят звание Мэргэн, то есть «меткий».

По окончанию стрельбы начинаются скачки. Вдоль всей дистанции – около 30 км. – располагаются болельщики. Скакунов для Надома готовят заранее. В скачках участвуют около 1000 скакунов, которых делят на несколько групп, и устраивают заезды на расстояние от 15 до 40 км. Девушки участвуют наряду с юношами. Победители каждого заезда совершают традиционный круг почета перед зрителями и получают заслуженные подарки. В первом заезде участвуют лошади-двухлетки, во втором – трехлетки, в третьем – четырехлетние, в четвертом – четырехлетние, в пятом – остальные возрастные категории, в шестом бегут только жеребцы, в седьмом – только иноходцы.

Специальные лица – морины бариа – определяют какая лошадь пришла первой. Они же определяют звание лошадям – победителям в заездах. Та, которая показала наилучшее время, именуется «идущая впереди десяти тысяч», или «Мать десяти тысяч». Ее владельцу вручают богатые дары.

В Надоме участвуют все. Если ты не стрелок, не борец и не наездник, то можешь быть болельщиком, а это тоже не просто: и реплику нужно вовремя подать, чтобы подбодрить борца или стрелка, а то и подогнать наездника и, как только выявился победитель, приветствовать его.

Праздник первого кумыса

Для скотоводов-кочевников, которыми, без сомнения, являются монголы, кумыс является одним из основных продуктов потребления. Он восстанавливал им силы после самой голодной зимы и весны, его пили все – от мала, до велика. Особенно монголы ценят первый кумыс, полученный сразу после начала дойки кобылиц. Он густой и очень вкусный.

Праздник дойки кобылиц и изготовления первого в этом году кумыса падает на 5 или 6 месяц – это зависело от природных условий. В год обильной и сочной травы лошади быстро набирали силу и вес, и доение кобылиц иногда начиналось раньше.

Каждый год великий хан по совету шамана «разливал молоко по земле и по воздуху». Этим священным действием он надеялся умилостивить духов, охранявших его самого и весь народ.

Цаган Сар

Цаган Сар или белый месяц – название нового года, который, по старомонгольскому календарю, отмечался в феврале.

В этот период года у скотоводов начинается массовый прием приплода скота. После Нового года прибавляется возраст человека и животных. Так теленок «тугул» становится «бяру», т.е. двухгодовалым, жеребенок «унага» – «дага», а двухгодовалый «дага» становиться трехгодовалым – «шудлэн».

Празднества продолжаются от двух дней до двух недель. Накануне вечером каждая семья устраивала прощание с уходящим годом – «битулег».

Встреча Цаган-Сар начинается рано утром первого дня нового года. Первый день уже нового года предназначен для почитания старших. В этот день вся молодежь приходит к пожилым (деду, бабушке, отцу, матери) и поздравляет их с Новым годом, желает доброго здоровья и непременно подносит им голубой хадак с чашкой молока, символизирующей долголетие и счастье в жизни. Второй день считают женским днем. Все мужчины, подростки, дети поздравляют женщин. Следующие дни предоставляются молодежи, которая объезжает всех своих близких, родных и знакомых, получая от них подарки: сладости, хадаки, платки, игрушки.

Поздравления с новым годом происходит по особому ритуалу: входящий обязательно протягивает к старшему обе руки, обращенные ладонями вверх, и, низко наклонившись, произносит «Та амар сайн байна уу?» (благополучны ли вы?), в ответ старший, кладя свои ладони на руки младшего, говорит «Амар Байна уу?) (здравствуйте), и младший подносит старшему хадак. Открытые ладони означают, что он вошел с открытым сердцем добрыми намерениями. Руки младшего всегда находятся под ладонями старшего в знак того что он всегда будет поддерживать его в трудную минуту.


Литература

  1. Майдар Д., Турчин П. М. «Разноликая Монголия». М.. Мысль, 1984
  2. Жуковская Н.Л. «Судьба кочевой культуры». М.. Наука, 1990
  3. Майдар Д. «Памятники истории и культуры Монголии». М, 1987.

К началу


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100