Rambler's Top100

[Новости]  [О проекте]  [Мастера]  [Правила]  [Материалы]  [Приложения]  [Заявки]  [Форум]  [Ссылки] [Архив "ВС-2003"]

МАТЕРИАЛЫ

Мастерские разработки

Монгольская календарная система

Монголия. Краткое географическое описание.

Архетипы и культурные коды. Время и пространство...

Древнемонгольский этикет

Пища и связанные с ней элементы культуры

Краткий анализ религиозных верований

Монгольские имена

Монгольский национальный костюм

Монгольские праздники (update)

Традиционное жилище монголов

Традиционные монгольские верования

Свадебные обряды

Рассуждение о времени на игре

Мастерские разработки

Свадебные обряды монгольских народов

Бирюков Влад

Монголы строго соблюдали экзогамию. Брак внутри отцовского рода расценивался как недопустимое нарушение обычая. Браки заключались рано. Матерями становились в 14-15 лет. Различие в возрасте между женихом и невестой не принимали во внимание. Зато обращалось внимание на символическое сочетание годов рождения по лунному календарю. При заключении брака считалось очень важным, чтобы год рождения невесты не был твёрже, чем год рождения жениха, так как в противном случае терялось будто бы мужское главенство и брак не имел шансов на благополучие. Невесту подыскивал отец жениха.

Господствующий формой заключения брака был брак по сватовству, путём уплаты калыма. Невеста должна была иметь приданное, состав которого был вполне определённым, т.е. должен был включать установленный комплекс вещей и предметов. В приданное невесте давали скот (энжэ), количество которого также зависело от состоятельности родителей. Один из главных предметов юрта.

В свадебной обрядности выделяют три этапа: досвадебные, свадебные и послесвадебные церемонии.

1. Досвадебные обряды.

Это сговор, сватовство, установление сроков свадьбы.

Сторона жениха, выбрав невесту, засылает к её родителям сватов, которые в знак добрых намерений вручали от имени жениха хадак. Если хадак после первого визита не возвращался, переговоры могли быть продолжены. Обычно предварительные переговоры проходили в несколько заходов. Вступительная часть каждых переговоров содержала обширный обмен информацией по самым общим вопросам. Сваты руководствуются поговоркой: «Лучше уж говорить, чем совсем ничего не делать».

На завершающем этапе переговоров отец, мать и несколько родственников жениха приезжали к родителям невесты и преподносили один хадак с кусочками клея (для «склеивания» жениха и невесты), одну посудину и моток красных шёлковых ниток (для «связывания душ» молодых). Договорившись о приданном и подарках с каждой стороны, назначали день свадьбы, иногда даже через 2-3 года. Родители жениха сооружали молодым новый гэр, а родители невесты обязаны были дать постель и кухонные принадлежности.

2. Свадебные обряды.

В день свадьбы жених после сложного ритуала встречи с будущими родственниками и прощания невесты с родным домом увозили её к своим родителям в сопровождении эскорта гостей. В пути следования устраивались игры и другие состязания между представителями жениха и невесты. Приблизившись к гэру родителей, молодые должны были проехать между двумя кострами (древнейший обряд очищения), затем их усаживали вместе на квадратный белый войлок перед входом в гэр и придавливали полы одежды камнями (чтобы «молодые, стыдясь своего положения и сотен глаз, не убежали бы, как малые дети»). Над ними произносились благопожелания счастья в супружеской жизни. Жениху среди множества благ желали иметь «здоровую крепкую шею и много скота», а невесте – вставать пораньше да ложиться попозже...».

До начала свадебной трапезы невесте заплетали косы замужней женщины, проходил ритуал освещения нового жилища молодых – жених разжигал огонь а очаге, а невеста варила чай и угощала гостей. Затем все уходили пировать на воздух, а в гэре оставались невеста и жена старшего брата или специально назначенные женщины, которые произносили напутствие невесте.

Наутро следующего дня молодая должна была встать раньше всех и открыть тоно (верхний свет) гэра тестя в знак уважения и заботы, сообщая тем самым своё окончательное согласие на замужество. Обычно свадьба продолжалась три дня, в течение которых молодые почти не выходили из своего дома, молодая жена сама варила и кормила своего мужа.

3. Послесвадебные обряды.

Послесвадебные обряды включали в себя проверку хозяйственных способностей жены. Проверка хозяйственных способностей проводилась в присутствии родственников мужа.

  1. Невеста в свадебном наряде разжигала огонь и готовила праздничную еду.
  2. Невеста в свадебном наряде разминала и сшивала шкурки животных.

Не сошедшиеся характерами муж и жена могли разойтись. Вторично выходили замуж только бездетные женщины и очень молодые. Место покойного мужа занимал его родной брат или старший сын, если вдова не являлась его матерью. Если братьев не было, вдове помогали ближайшие родственники, иногда эту роль брали на себя близкие друзья, откуда и пошла такая поговорка: «Надёжный друг и родню заменит».

Рождение детей – большая радость. Чем больше детей, тем лучше.


Список литературы

  1. Майдар Д., Турчин П. М. «Разноликая Монголия». М.. Мысль, 1984.
  2. Жуковская Н.Л. «Судьба кочевой культуры». М.. Наука, 1990

К началу


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100